воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Из наставлений Ринчена Тензина Ринпоче

Накопление кармы из-за неведения (маригпы)

Для того, чтобы накопилась карма, которая приводит к следующему перерождению, должна присутствовать мотивация начального неведения (маригпы). Как это происходит, например, в случае человеческого рождения? В перерождении человеком начальным неведением является цепляние за «я», за самость, то есть когда мы считаем и себя, и других живых существ некими самосущими и устойчивыми объектами. При этом мы верим, что нужно делать что-то хорошее для блага всех живых существ, и на протяжении жизни совершаем какие-то действия обширной добродетели. Когда накапливается подобная добродетель, результатом накопленной кармы в любом случае будет перерождение в сансаре — хорошее перерождение, в одном из высших ее миров, но все же в сансаре. Почему? Потому что когда добродетель осуществляется под влиянием цепляния за «я» (то есть для нас это «моя добродетель» по отношению к «другим»), то эта добродетель становится загрязненной. Несмотря на то, что мотивация хорошая и действия очень хорошие, этого недостаточно для освобождения из сансары, потому что основой этой мотивации и этих действий является цепляние за «я». Если бы его не было, то данная добродетель стала бы чистой. Именно чистые добродетели, накопленные без цепляния за самость, ведут к достижению освобождения, так как по сравнению с загрязненными добродетелями их сила огромна.
Приведем другой пример. Некий человек накопил карму для перерождения в мире животных. В этом случае начальным неведением (маригпой) является тупость. Каким образом произошло накопление такой кармы? Например, этот человек знал хорошего духовного учителя, но почему-то решил, что этот учитель плохой, и начал распространять негатив о нем. Такая мотивация — сделать гадость под влиянием тупости — в данном случае является начальным неведением. Когда распространенный негатив начинает приносить свои результаты, то человек имеет накопление в сознании-основе кармы, ведущей к перерождению в мире животных. Ведь из-за его слов много учеников этого учителя теряют веру, сходят с пути освобождения, который этот учитель им показывал, и не достигают освобождения. Это огромная недобродетель, ведущая к перерождению в мире животных.
Еще один пример. Человек накапливает карму для перерождения в адах. Здесь начальным неведением будет являться намерение убить кого-то, кого он считает своим врагом, к кому он испытывает нестерпимый гнев. Когда человек совершает непосредственно действие убийства, то наступает второе звено из двенадцати — Формирование. Когда он испытал удовлетворение от совершения убийства — карма в сознании-основе накоплена. (Если собираются вместе все три составляющих, то есть начальная мотивация (убить), само действие (убийство) и завершение (радость от убийства), то карма является максимальной по силе).
Накопление кармических отпечатков похоже на собирание разных вещей в «амбаре» (сознании-основе) на протяжении многих жизней. Только это не вещи, а скорее энергия, потенциал. И то, как эта энергия проявляется, зависит от того, когда и с какими условиями она впоследствии сталкивается.
Возьмем пример, сочетающий все три приведенных выше. Некий человек сделал в жизни много хорошего для других живых существ, тот же самый человек в той же самой жизни распространял негатив о хорошем духовном учителе, и тот же человек в той же жизни кого-то в гневе убил. Таким образом он накопил три разных вида кармы, которые ведут к разным перерождениям. Какая из них «сработает»? Если этот человек после всех этих действий в какой-то момент раскается и начнет накапливать новую добродетель, то эта добродетель станет условием для проявления тех благих кармических отпечатков, которые были накоплены ранее, которые лежат в сознании-основе. Таким образом за счет этой новой добродетели поднимутся его старые отпечатки, что приведет к тому, что в следующей жизни он переродится в одном из высших миров сансары. Если же человек продолжит убивать, то это проявит неблагие отпечатки, что приведет к перерождению в адах. Таким же образом могут подняться и отпечатки, связанные с тупостью, что приведет к перерождению в мире животных.
Поймите это, это очень важно. Любое наше действие создает новые кармические отпечатки в сознании. Но так же наши действия — как вода, которая поливает семечко уже существующих кармических отпечатков, накопленных и в этой, и в прошлых жизнях, взращивая и проявляя их.
Читать наставления на другие темы: https://www.facebook.com/notes/чистые-земли/наставления-и-ответы-на-вопросы-кхенпо-геше-ринчена-тензина-ринпоче/1155202244590081/


Почему современные люди отвергают религии и духовные практики?

Если взять практика Дхармы, который находится на должном уровне, мы не найдем у него никакого предвзятого отношения как к другим религиям, так и к различным направлениям внутри буддизма, то есть, внутри своей религии. Он не ставит себя в позицию «я являюсь практиком именно этой традиции, а не какой-то другой». Ведь какова его главная цель? Главная цель — следовать методу для освобождения из сансары всех живых существ, а для этого главное, что мы должны сделать, — это устранить из своего потока сознания неведение и яды. Это главное, а совсем не то, что мы являемся последователями той или иной религиозной традиции. Если мы будем думать в первую очередь о традиции, то это будет ошибкой со стороны изучения Дхармы, потому что в Дхарме сказано, что подобное (когда мы воспринимаем одно воззрение выше, чем другое) неправильно. Поэтому, пожалуйста, хорошенько запомните, что не должно быть никакого миссионерства. Мы не должны говорить другим, что вот, следует обязательно заниматься этой религией, этим направлением. Если мы будем это делать, наши омрачения будут только увеличиваться. Принимайте то, что подходит вам, получайте наставления у своего учителя, применяйте их на практике, но ни в коем случае не принижайте какие-либо другие традиции. Только тогда практика будет такой, какой она действительно должна быть.

На самом деле, подобным же образом устроена любая религия. Но часто бывает такое, что люди, которые занимаются духовной практикой, используют эту практику или религию для собственной пользы — пытаются с ее помощью как-то возвыситься в обществе, разбогатеть или использовать ее для управления страной и людьми. По этой причине многие религии сейчас стали восприниматься как что-то мутное, как орудие в руках других, используемое для каких-то темных целей. Поэтому многие современные люди сейчас не признают никаких религий, у них уже сложилось такое негативное восприятие из-за тех фактов, что они наблюдают вокруг. Но на самом деле религии и духовные практики в своем чистом, первозданном виде, являются противоположностью всему мирскому. Что это значит? Истинно духовный человек ценит других больше, чем себя, заботится о других больше, чем о себе. В мирском подходе полная противоположность — здесь стараются в той или иной степени возвысить себя и принизить других. Цель одного — забота о других больше, чем о себе, цель другого — возвышение себя за счет принижения других. Эти два подхода несочетаемы, противоположны.

Недавно Далай-лама говорил, что целью всех религий является безмерное умиротворение, но из-за того, что религии «попадают в плохие руки», некоторые из них получают сильный оттенок насилия. Поэтому, когда религия начинает использоваться для мирских целей, от религии как таковой ничего не остается, к сожалению. Такое происходит сейчас, такое происходило и раньше, много тысяч лет назад — и в Тибете, и в Китае, и в Европе, и в России. Свернуть с истинного пути очень легко, поэтому давайте как можно чаще будем вспоминать об этом и корректировать свой подход.

Комментариев нет:

Отправить комментарий