воскресенье, 19 ноября 2017 г.

Четыре силы раскаяния

Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче
Чистые Земли

Практика раскаяния должна сопровождаться четырьмя силами.

Каким образом мы раскаиваемся? В первую очередь нам нужно осознать, что мы совершали недобродетели. Когда мы осознаём свою ошибку, тогда мы можем в ней раскаяться. То есть, первая сила — это сила понимания ошибки и раскаяния в ней. И это должны быть не просто какие-то легкие мысли о своих ошибках в прошлом, а глубокое понимание и сильное ощущение раскаяния из глубины сердца. Можно сравнить это с тем, как чувствуют себя преступники перед вынесением приговора. Когда преступник знает, что приговором ему будет либо смертная казнь, либо много лет заключения, то он со всей остротой осознает, что раз его действия привели к такому результату, то они были ошибочными, и раскаивается в них. Такой должна быть степень раскаяния.

Вторая сила — это сила особых свидетелей раскаяния. Перед кем мы раскаиваемся? Перед особыми высшими объектами, которые являются свидетелями нашего раскаяния. Имеются в виду Три Драгоценности. Перед ними, перед их очами мы раскаиваемся. Они «особые» или «высшие» свидетели, потому что они обладают силой показать нам путь к достижению состояния Будды.

Третья сила дословно называется «силой отсутствия тьмы на языке пламени». Когда огонь горит, то на языках пламени нет и не может быть никакой тьмы, верно? Это отсутствие тьмы — это наша твердая убежденность в будущем не совершать тех недобродетелей, в которых мы раскаялись. Например, женщина раскаялась в том, что делала аборты, и перед объектами Прибежища, как перед свидетелями, дала обещание больше этого не делать. Если через какое-то время она забеременела, и у нее опять начинают возникать мысли, что надо бы сделать аборт, это говорит о том, что появилась эта тьма на пламени, значит, третьей силы раскаяния нет. Если же, несмотря на возникшую беременность, у женщины больше даже мыслей подобных не возникает, то это значит, что третья сила есть.
Когда человек привыкает к какой-либо недобродетели, у него в теле раскрывается связанный с ней канал, из-за чего потом воздерживаться от этого может быть очень трудно. Так происходит, например, с курением, с алкоголем, с воровством. Например, человек раскаялся в воровстве, дал обещание больше не воровать, но когда он ходит по своим делам, то постоянно видит вокруг вещи, которые плохо лежат, и руки у него так и тянутся что-нибудь присвоить. Это тоже означает, что третьей силы раскаяния нет.

Есть история на эту тему. Один лама в начале своей жизни был вором, но в какой-то момент у него породилось отречение, он раскаялся, пришел к учителю, получил наставления, начал заниматься практикой и жить жизнью отшельника. А еще он очень любил чай. Однажды его пригласили в одну семью провести какой-то ритуал. Он пришел, начал совершать ритуальные действия, и в какой-то момент все домочадцы куда-то вышли, и он остался в комнате один. Смотрит вокруг и видит чай, красиво развешанный под потолком. (Тибетцы обычно кладут чай в мешки и подвешивают особым образом). Думает: «У меня чая нет, а я его так люблю. Какой здесь у них замечательный чай. Можно же взять немного, ничего страшного». Встал, запустил руку в мешок с чаем, и в этот момент осознал, что совершает воровство. Схватил другой рукой свою первую руку и закричал: «Воры, воры!» Домочадцы прибежали, где воры, спрашивают. «Вот они, здесь, — говорит он, показывая на свою руку, — срочно принесите нож и отрежьте мне эту руку, чтобы этих мыслей у меня точно больше не возникало!» Это правдивая история, на самом деле был такой лама. Вот так трудно бывает остановить в уме негативные аспекты и обрести третью силу раскаяния.

И последняя, четвертая сила — это «сила, подобная той, что сковала лед». Вода в своем жидком состоянии — неустойчивая субстанция, на которую невозможно опереться. А когда вода замерзает в плотный, крепкий лед, то по нему могут спокойно ходить люди и ездить тяжелые машины, его даже специально просто так не расколешь. Четвертая сила — это сила такого же твердого намерения. Это намерение должно быть проявлено так, что, даже оказавшись перед угрозой нашей жизни, мы не меняем своего решения не совершать недобродетелей. Понятно, что бывают исключения, но в целом убежденность должна быть именно такая.

В Тибете во времена китайской культурной революции монахов активно пытались размонашить, то есть, любыми способами сделать так, чтобы они сняли свои монашеские обеты. В том числе, приводили женщин и под угрозой смерти требовали от монахов, чтобы они с этими женщинами спали и создавали семьи. Если монах спит с женщиной, то обеты он безвозвратно теряет. И многие монахи говорили: «Убейте меня, но я этого делать не буду». Чаще всего после этого их избивали, но не до смерти. Они оставались жить и оставались монахами. Вот это проявление четвертой силы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий